Ранние формы сарабанды различались по образному строю и характеру. Поначалу это был народный танец живого, озорного, темпераментного характера, аккомпанементом которому служили кастаньеты, гитара, удары барабана. Его исполняли только женщины под песни, считавшиеся неприличными. Из дошедших до нашего времени источников можно узнать, что в 1583 году за исполнение его иезуиты изгоняли девушек из королевства, а мужчин, наказав 200-ми ударов плетьми, отдавали на 6 лет на галеры.
Но все же, несмотря на запрет, сарабанда постепенно становится одним из популярных придворных танцев в Испании и приобретает торжественный, величавый характер.
Известный балетмейстер и педагог Карло Блазис в одном из своих трудов дает краткое описание сарабанды: «В этом танце каждый выбирает себе даму, к которой он неравнодушен. Музыка дает сигнал, и двое влюбленных исполняют танец, благородный, мерный, впрочем, важность этого танца нисколько не мешает удовольствию, а скромность придает ему еще больше грациозности; взоры всех с удовольствием следят за танцующими, которые исполняют различные фигуры, выражают своим движением все фазисы любви».
Впоследствии сарабанда стала также применяться во время торжественных погребений при отдании посмертных почестей усопшему (чем соответствует похоронному маршу XIX века).
С середины XVII века становится постоянной частью инструментальной танцевальной сюиты (в которой она занимает место перед заключительной жигой) и номером в опере и балете (Люлли «Триумф любви» и др.). Это способствовало кристаллизации ее жанровых признаков — медленный танец-шествие торжественно-сосредоточенного, скорбного характера, 3-дольный метр (3/4 или 3/2), акцент на второй доле такта.
Наивысшими достижениями в этом жанре являются сарабанды из инструментальных сюит Генделя и Баха.
В XX веке образцы танца встречаются в инструментальных произведениях ряда композиторов, в творчестве которых заметны неоклассические тенденции (сюита «Pour le piano», 1901; «Образы», 1905 Дебюсси; балет «Агон» Стравинского, 1957), а также в балетах (Асафьев «Пламя Парижа»).
Примеры:
— Сюиты Баха, Генделя, Фробергера, французских клавесинистов
— Дебюсси Сюита «Pour le piano», цикл «Образы»
— Стравинский Балет «Агон»
— Глазунов «Испытание Дамиса»
— Асафьев «Пламя Парижа» № 9
|