«Возвращение», режиссер Педро Альмодовар, 2006 год
Педро Альмодовар, наверное, самый известный испанский режиссер последних лет двадцати пяти, неизменно любимый киноманами. В список наиболее значимых его работ может войти любой из его фильмов зрелого периода — «Все о моей матери», «Поговори с ней», «Дурное воспитание». Удивительно, но на родине критики относятся к Альмодовару весьма скептически. В его фильмах всегда иронически обыгрываются мелодраматические штампы, эмоции героев на пределе, а количество диких событий зашкаливает. Вот и здесь много убийств, инцест, скелеты в шкафу, вернувшаяся с того света героиня и труп в холодильнике. При этом «Возвращение» — очень лирический фильм о семье и возвращении на родину, в Кастилию-Ла-Манчу, откуда ведет свою родословную семья героини Пенелопы Крус. Ту самую Ла-Манчу, откуда родом не только сам Альмодовар, но и Дон Кихот. Это фильм о женщинах: именно о них режиссер снимает большую часть своих картин. Не все знают, что в одном из центральных эпизодов фильма песню — танго Volver, авторства аргентинца Карлоса Гарделя, исполненное здесь в стиле фламенко, — поет не Пенелопа Крус, а большая испанская звезда Эстрелья Моренте. На Каннском фестивале фильм получил призы за лучший сценарий и за лучшую женскую роль (кстати, последний приз разделили между собой все актрисы этого фильма). И все это помимо огромного количества других международных престижных наград или номинаций.
«Фадо», режиссер Карлос Саура, 2007 год
Мэтру испанского кино Карлосу Сауре уже за восемьдесят, но он все еще в неплохой режиссерской форме. Во времена Франко он высказывался на важные для Испании темы иносказательно. В его самых знаменитых фильмах («Ана и волки», «Выкорми ворона») блистает дочь Чарли Чаплина Джеральдина, которую Саура сделал звездой. Режиссер абсолютно погружен в испанскую культуру. Многие его фильмы — например, «Кровавая свадьба» по Лорке, «Кармен», «Колдовская любовь» — это сюжеты, рассказанные с помощью фламенко.
Некоторая условность — события разворачиваются во время танцевальных репетиций, а иногда все действие посвящено только танцу — ничуть не уменьшает накала чувств. В этих фильмах занята труппа знаменитого хореографа Антонио Гадеса, который сам исполняет главные мужские роли. К фламенко Саура обращался еще не раз: например, в документальном фильме 1995 года, в картинах «Иберия» и «Фламенко, фламенко». Но Саура посвящал свои работы и другим музыкальным стилям, причем не испанским, но все равно ощущаемым как родные, — танго и фадо. «Фадо» — это признание в любви жанру португальской музыки и его звездам, которые исполняют песни; это - то ли документальный фильм, то ли фильм-концерт, то ли собрание очень красивых клипов. Саура показывает величие не только Португалии, расширяя границы своего творчества, сосредоточенного в основном на Испании, но и островов Зеленого Мыса: певица Лура поет в фильме песню в жанре морна, характерном для этих земель.
|